Исследование McKinsey 2000 года показало, что 39% валовой прибыли европейских производителей автомобилей составляет прибыль от продажи запасных частей, и только 18% заработанных ими денег поступает от производства и продажи автомобилей. Этот факт объясняет стремление производителей к расширению доминирования в сегменте запчастей к автомобилям.

Уже более десяти лет они представляют на рассмотрение в уполномоченные органы разнообразные сомнительные патентные формулы, пытаясь убедить ЕС предоставить им монополию на продажу видимых запасных частей.

Столь желанная монополия основывается на правовой защите дизайнов и конструкций оригинальных запчастей, что  позволило бы им установить еще более высокие цены на запасные части и вытеснить с рынка нежелательных конкурентов.

Европейская комиссия осознает опасность подавления здоровой конкуренции и лишения потребителей права выбирать из более широкого ассортимента. Как результат, комиссия представила на рассмотрение предложение внести в качестве поправки «пункт о ремонте» в директиву  98/71/ЕС о правовой защите дизайнов и моделей, чтобы сформировать в этом сегменте «единый европейский рынок» с едиными правилами. «Пункт о ремонте» гарантирует производителям автомобилей полную защиту и охрану дизайнов их авто, но определяет, что такая защита не распространяется на видимые запасные части.

Таким образом, решение, какому производителю запасных частей отдать предпочтение, пока остается за потребителем.

Потребители уже платят за дизайн при покупке

После совершения покупки и оплаты  продукт становится Вашей собственностью. Ремонтируя дом, разве Вы обязаны покупать окна у того, кто их Вам изначально установил? А обязательно ли приобретать новый костюм в том же магазине? Конечно, нет. Но тогда почему автопроизводители пытаются Вас вынудить покупать видимые запасные части с завода-изготовителя Вашего автомобиля?

Автомобилестроительные компании сполна получают отдачу от инвестиций, вложенных в создание дизайна уже за счет того, что они всегда будут первыми. Если вступит в силу защита прав на дизайны видимых запасных частей автомобиля, выбор альтернативного варианта для автомобилистов будет закрыт и станет зависеть исключительно от вкуса дизайнеров марки. Но еще хуже то, что в таком случае цену за вторую и каждую последующую покупку  запасных частей устанавливает монополист по своему усмотрению, делая медвежью услугу потребителю.

Факты говорят сами за себя: доказано, что в Европе цена на запасные части существенно увеличивается при условии законодательной защиты дизайна. Естественно, автопроизводители стремятся получить дополнительную прибыль от своего монопольного положения, и прибыль эта намного превышает затраты на создание дизайна. Это утверждение также подтверждается вышеупомянутым исследованием McKinsey.

Легкосплавные колесные диски — автомобильные запчасти или аксессуары?

Поскольку запретить ремонт машин вне их зоны власти, автомобильные компании не стесняются оспаривать уже принятые правила, касающиеся некоторых компонентов транспортных средств, утверждая, что они не являются частями самого автомобиля и, соответственно, не могут называться его запасными частями. По их мнению, например, литые диски, которые входят в стандартную комплектацию при покупке, скорее должны считаться не частями, а аксессуарами к автомобилю, влияющими лишь на внешний вид.

Серьезной проблемой является то, что позиция некоторых автомобильных компаний, в частности BMW, несмотря на Директиву UNECE (которая признает колеса частью оборудования транспортного средства, подлежащей замене) остается неизменно направленной против производителей, которые создают им нежелательную конкуренцию в поставке клиентам колесных дисков.

BMW

Компания BMW AG является мировым лидером в производстве автомобилей премиум-класса. Компания комплектует все модели авто деталями собственного производства  фактически «от А до Я», включительно с литыми дисками. Однако это еще не дает ей права провозглашать себя единственным монополистом на вторичном рынке.

Даже представители ЕЭСК (Европейского экономического и социального комитета) соглашаются, что под требованием защиты дизайнов скрыты намерения производителей получить сверх доходы от создания монополии.

BMW пытается заставить потребителей платить дважды за одно и то же

Фактически, клиент платит за дизайн при покупке автомобиля, который комплектуется дисками от производителя. Но BMW утверждает, что в новом автомобиле диски не являются частью оригинальной «внешности» модели, а всего лишь отдельным компонентом. Со слов представителей BMW получается, что возможность монополии исключена, так как в случае необходимости ремонта диска его  можно легко заменить другим дизайном, ведь главное – это соответствие параметров.

Можно понять, почему BMW и другие производители готовы хвататься за любые аргументы, ведь при сравнении аналогичных дизайнов становится ясно, что разрыв между стоимостью дисков реплика и стоимостью оригинальных дисков порой составляет около 250%.

P.S. Выбор, какому производителю колесных дисков отдать предпочтение, пока остается за потребителем. А нам, импортеру литых дисков, остается лишь напомнить Вам, что продукция под брендом WSP Italy (о чем свидетельствует соответствующая маркировка на внутренней стороне диска) по своему свойству не уступает оригинальной, а покупая реплику «no name» (без имени) Вы рискуете получить товар сомнительного качества.

По материалам сайта http://www.wspitaly.com.

Шамраёва Виктория