Для чего шине нужен протектор? Канавки в протекторе шины помогают отводить воду из протектора и являются очень важными элементами, обеспечивающими безопасность при поворотах и торможении на мокрой дороге и на снегу.

Следить за состоянием протектора крайне важно для безопасности вождения. В Великобритании, к примеру, езда на шинах с глубиной протектора меньше чем 1,6 мм запрещена, и за такое нарушение водитель обязан заплатить штраф. Цифра 1,6 мм прописана и в Правилах Дорожного Движения Украины как минимально допустимая остаточная глубина рисунка протектора (пункт 31.4.5.a).

По мере уменьшения глубины протектора, увеличивается тормозной путь на мокрой дороге. Шины с маленькой глубиной протектора сильно подвержены аквапланированию, даже если автомобиль движется на небольшой скорости. Поэтому нужно регулярно проверять глубину протектора, и в случае необходимости как можно скорее менять шины. Лучше заменить покрышки еще до того, как станут видны индикаторы износа протектора.

Индикаторы износа – отметки, приподнятые на 1,6 мм от дна рисунка протектора – присутствуют на каждой шине, их наличие является обязательным согласно международным правилам безопасности. Индикатор износа протектора расположен на дне канавки протектора, и обозначается буквами TWI. Он определяет предельно допустимую степень “облысения” покрышки. Когда рисунок протектора стерся до этого выступа, необходима обязательная замена резины. Знак TWI (Tread wear indicator, рус.: индикатор износа протектора), находиться на боковине шины и указывает на место расположения в канавках протектора тех самых отметок остаточной высоты. Знак можно найти на обеих сторонах покрышки возле края протектора в шести местах по окружности шины. Обычно эта метка представляет собой или аббревиатуру TWI, или TWI со стрелкой, или просто стрелку, а также может обозначаться изображением.

Когда рисунок протектора приближается по высоте к отметке минимально допустимого значения, длина тормозного пути авто на мокрой дороге возрастает. К тому же возрастает и угроза аквапланирования даже на небольшой скорости, поскольку пленка воды может вызвать потерю контакта протектора с дорогой.

twiСпециалисты и производители шин рекомендуют еженедельно проверять глубину протектора
покрышки и давление воздуха, а также на предмет повреждений боковин и следов неравномерного износа шины. Рекомендуется производить замену покрышек еще до того, как стирание покрышки достигнет отметки TWI.

Так как водители часто переоценивают состояние своих шин, прикидывая их пригодность «на глаз», существуют более точные методы определения глубины протектора. К примеру, шинная компания Nokian разработала индикатор степени износа под названием DSI (Driving Safety Indicator), который позволяет точно определить остаточную глубину протектора. Система DSI показывает глубину канавки протектора в миллиметрах.

Tread-wear-indicatorКомфортную и безопасную эксплуатацию шин зимой помогает обеспечить зимний индикатор износа (Winter Safety Indicator, WSI). Также как в системе DSI в течение эксплуатации протектора цифры стираются в порядке убывания. Зимний индикатор в виде снежинок сообщает о безопасности зимней езды. Когда снежинки сотрутся, глубина канавок протектора будет составлять 4-5 мм. В таком случае шины считаются не безопасными для эксплуатации зимой, и их рекомендуется заменить.

На местоположение индикатора износа шин MICHELIN указывает фигурка Мистера Мишлен, а на зимних шинах – значок в виде снежинки. Индикаторы так же представляют собой выступы на дне канавок протектора размером 1,6 мм для летных и 4 мм для зимних шин.

Может также возникнуть проблема неравномерного износа шины – явления, которое указывает на механические неисправности, например, несоответствующие углы установки колес. Это может быть вызвано неправильной балансировкой, неисправностью подвески или трансмиссии, а также недостаточным или избыточным значением давления воздуха в шине. Для предотвращения проблемы неравномерного износа шины следует проверять углы установки колес и раз в 6 месяцев производить балансировку колес. Также для поддержания хорошего состояния протекторов, советуют регулярно делать перестановку колес.

Следует учесть и процесс естественного старения шины, который происходит в результате физических и химических воздействий на шину и негативно влияет на ее характеристики. Это относится даже к тем шинам, которые почти или совсем не используются. На срок эксплуатации шины влияют различные факторы: температура, обслуживание, условия эксплуатации и хранения, нагрузки, скорость, давление. После пяти лет эксплуатации покрышек с даты производства следует, в качестве меры предосторожности, заменить эти покрышки новыми, даже если их состояние кажется удовлетворительным, а износ рисунка протектора не достиг уровня индикатора.

Томилова Ольга